Германия на Олимпиаде: от толкачей до тормозящих
2014-01-23
Современный бобслей называют зимней "Формулой-1", ведь сани-болиды, разогнавшись, мчатся по ледяной трассе со скоростью спортивного автомобиля. Лидеров зачастую разделяют лишь сотые доли секунды, а потому предсказать победителя практически невозможно. В немецкой национальной сборной бобслейная дружина оказалась самой многочисленной: в Сочи бороться за титул олимпийского чемпиона будут 22 спортсмена. Впрочем, в этой дисциплине немцы традиционно берут не только количеством. В феврале на старт выйдет четырехкратный олимпийский чемпион Кевин Куске и ставшая второй на прошлых Играх в Турине Сандра Кириасис. Тренер сборной Кристоф Ланген рассчитывает привезти из России четыре медали, две из которых – высшей пробы.
Бобслей сегодня в списке самых популярных у публики зимних видов спорта. К тому же это один из ветеранов среди олимпийских дисциплин – в программе зимних игр он со времен первой "белой" Олимпиады, прошедшей во французском Шамони ровно девяносто лет назад. Тогда же, в 1924 году, начали проводить и чемпионаты мира по бобслею, а правила состязания в скоростном спуске в управляемых санях (бобах) по ледяному желобу с той поры практически не изменились. Варьировалось лишь количество участников санного экипажа: в 1928 году четырехместные бобы заменили на пятиместные, а с 1932 года и по сей день медали разыгрываются среди двухместных и четырехместных экипажей. А в начале 1990-ых на соревнованиях дебютировали женщины.
Перед стартом на вершине желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает свои места. При этом отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями стартовой линии. Разогнать сани-болиды на скользкой поверхности трассы, покрытой слоем естественного или искусственно намороженного льда, бобслеистам помогает добрая сотня шипов, которыми снабжена их обувь. Примечательно, что инспекция подошв спортсменов перед стартом – обязательный пункт судейского контроля.
Передней подвижной парой полозьев-коньков управляет пилот. В хвосте машины сидит так называемый тормозящий, задача которого – приводить в действие тормозной стержень на виражах и финише. А в середине четырехместного боба располагаются двое толкачей, которые разгоняют боб на старте. В процессе же самого спуска они служат лишь необходимой нагрузкой, смещаясь в нужную сторону на очередном вираже и нагибаясь как можно ниже, чтобы максимально уменьшить сопротивление. Впрочем, и остальные члены команды должны умело перемещаться из стороны в сторону, чтобы сохранить равновесие боба, – этот процесс, собственно, и дал название спортивному агрегату (от английского "bob" – маятник, балансир).
Время, разумеется, привнесло в этот вид спорта новые технологии и скорости. Актуальные бобслейные сани представляют собой цельный корпус обтекаемой формы из пластика, алюминия или кевлара – материала, из которого делают бронежилеты. Длина двухместного боба не должна превышать 2,7 м, а вес – 165 кг. А для четырехместных саней максимальные параметры составляют соответственно 3,8 м и 230 кг. Разогнаться во время спуска по трассе такая махина может до 160 км в час, и борьба между лидерами идет за сотые доли секунды. Победитель определяется по итогам четырех спусков.
Впрочем, в Сочи решили пожертвовать скоростью ради безопасности в связи с трагическим случаем на Олимпиаде в Ванкувере, когда на трассе разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили. "Впервые в истории международная федерация разрешила сделать контруклоны, чтобы максимальная скорость на прямых участках санно-бобслейной трассы не превышала 135 км/ч ", – пояснил вице-президент Федерации бобслея Москвы, олимпийский чемпион Владимир Козлов. По его словам, главная задача конструктивных нововведений – уменьшить скорость для того, чтобы недостаточно опытные спортсмены могли избежать проблем, возникших в Ванкувере. Настоящие же профессионалы, уверяет Козлов, ограничивать себя не станут, и скорость лидеров будет выше установленного лимита.
Все основания попасть в число последних имеет и немецкая дружина бобслеистов, которая славится своими традициями. В суммарной копилке у команды на сегодняшний день 16 золотых, 13 серебряных и 11 бронзовых медалей. Золотыми буквами в историю бобслея вписаны имена Андрэ Ланге и Кевина Куске, четырежды завоевавших олимпийское "золото" и один раз "серебро". А Майнхард Немер и Вольфганг Хоппе трижды стояли на верней ступени пьедестала почета и один раз – на второй. Женщины-бобслеистки представляют Германию на Олимпиадах уже двенадцать лет, и самая успешная из них – Сандра Кириасис, ставшая второй на Играх 2006 года в Турине.
Наряду с Куске и Кириасис велики шансы на сочинскую медаль высшей пробы, по мнению специалистов, у пилота "двойки" Франческо Фридриха. Есть основания надеяться на успех и в командном зачете. "По итогам последних стартов все идет по нарастающей, – сказал главный тренер немецкой сборной, двукратный олимпийский чемпион Кристоф Ланген. – В Сочи мы надеемся быть на пике формы и завоевать четыре олимпийские медали, две из которых – золотые".
Защищать честь черно-красно-золотого флага на сочинскую трассу выйдут 22 бобслеиста – это самая многочисленная команда среди всех видов спорта: Максимилиан Арндт, Яннис Бекер, Франциска Бертельс, Андреас Бредо, Томас Флоршютц, Франческо Фридрих, Марко Хюбенбекер, Сандра Кириасис, Кевин Куске, Петра Ламмерт, Мануэль Мачата, Александр Манн, Торстен Маргис, Катлин Мартини, Кристиан Позер, Мартин Путце, Александр Рёдигер, Штефани Шнайдер, Аня Шнайдерхайнце, Ян Шпер, Лизетте Тёне, Берит Виакер.
Арина Попова