Приветствовали участников круглого стола Е. Данилова (директор Департамента стран Европы и Америки Министерства экономического развития России) и В. Дик (руководитель Департамента экономики и науки Посольства Германии в России).
М Хармс отметил, что в 2013 году был достигнут заметный прогресс в деле внедрения элементов системы двойного образования в России и выразил надежду на столь же успешное развитие в дальнейшем. Е. Данилова указала на крайнюю актуальность проблемы повышения квалификации кадров в России и подчеркнула, что ее решение важно не только для иностранных инвесторов, но и для обеспечения устойчивого экономического развития страны в целом. Она кратко охарактеризовала шаги, предпринятые на этом направлении в течение последних двух с половиной лет: создана специальная подгруппа в рамках Российско-германской Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), проект включен в дорожную карту Агентства стратегических инициатив (АСИ) и стал проектом-маяком российско-германского экономического взаимодействия.
М. Метцгер (сопредседатель подгруппы по подготовке высококвалифицированных кадров в рамках СРГ, руководитель Отдела международного сотрудничества Министерства образования и исследований Германии) выразил большое удовлетворение достигнутыми к настоящему времени результатами. Он высоко оценил нацеленность проекта на разработку стандартов профессионального образования и создание более чем 100 межфирменных центров подготовки высококвалифицированных кадров по всей России.
Н. Золоторева (директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки России) сообщила, что в 2013 году была принята программа развития профессионального образования, основанная на объединении усилий предпринимателей, образовательных учреждений и региональных властей, причем роль региональных властей, а именно губернаторов, очень велика. Десять отобранных по конкурсу пилотных регионов будут внедрять элементы системы двойного образования, региональные образовательные учреждения получат статус федеральных инновационных площадок, которые будут ежегодно отчитываться о достигнутых результатах и представлять предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования.
Б. Белков (заместитель руководителя Департамента реализации и мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций Агентства стратегических инициатив) указал, что в конкурсе на участие в проекте приняли участие 23 региона, были отобраны семь областей (Волгоградская, Калужская, Московская, Нижегородская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская), а также Пермский и Красноярский края и республика Татарстан. Кроме того, Приморскому краю и Самарской области вне конкурса были присвоены статусы спецпроектов АСИ и ГРВП соответственно. В указанных регионах планируется готовить кадры в рамках двойного образования для энергетики, атомной энергетики, производства стройматериалов, химической промышленности, фармацевтической промышленности, металлургии, энергомашиностроения, общего машиностроения, авиастроения, автомобилестроения (главный акцент сделан на машиностроении). Иностранные компании, планирующие осуществление инвестиций в пилотных регионах, могут рассчитывать на поддержку местных властей в деле подготовки квалифицированных кадров. Проект рассчитан на 2014-2015 годы, по его итогам будут представлены проекты нормативно-правовых актов в сфере регулирования деятельности компаний, инвестирующих в профессиональное образование.
Д. Фрейхофф (менеджер проекта развития профессионального образования ГРВП) представил краткий обзор основных характеристик германской системы двойного образования (обучение по 340 профессиям; 2/3 школьников получают профессиональное образование и лишь 1/3 поступают в университеты; двойственность обучения заключается в том, что ученик проходит производственную практику в компании в течение 3-4 дней в неделю на основе контракта и академическое обучение в течение 1-2 дней в неделю в профессиональной школе на основе типового учебного плана; координаторами профессионального образования выступают около 80 промышленно-торговых палат: они готовят экзаменационные материалы, организуют экзамены, проводят аттестацию выпускников с присвоением им дипломов государственного образца; в системе профессионального образования участвуют около 500 тыс. германских фирм; количество обучающихся составляет около 1,5 млн. чел; расходы консолидированного бюджета Германии на развитие профессионального образования составляют около 3 млрд. евро ежегодно; затраты на 1 ученика в год составляют 15 тыс. евро; в результате высокого уровня развития профессионального обучения безработица среди молодежи в Германии составляет около 8% (в других странах Евросоюза этот показатель гораздо выше: например, во Франции – 25%). Конгресс промышленно-торговых палат Германии ведет проекты внедрения элементов системы двойного образования в 11 странах. С германской стороны в проекте участвуют компании-члены Германо-российской внешнеторговой палаты, в апреле 2014 года в Москве состоится стартовая конференция проекта.
Э. Райлен (компания Bosch Gasoline Systems, президент по России и СНГ) представил подробную презентацию о создании центра профессионального обучения в г. Энгельс (Саратовская область), открытого в январе 2014 года в сотрудничестве с ГРВП: площадь центра – 200 м2, первый набор – 10 чел., обучение в течение одного года по специальности «мехатроника», выпускники получают гарантию занятости на российском предприятии компании «Бош» с зарплатой 1 тыс. евро/мес.
В заключение круглого стола представители германских компаний, ставших или собирающихся стать инвесторами в России, поделились своими проблемами в сфере привлечения высококвалифицированных кадров и выразили надежду на быстрое распространение опыта проекта на другие российские регионы и отрасли, не представленные в пилотных регионах.