Помимо расширения торговых связей, германские предприятия отрасли в последние годы стали наращивать производство в самой России. По данным союза, 19% машиностроительных компаний ФРГ планируют к 2015 году открыть офисы или создать предприятия в РФ. Сейчас лишь 8% выпускают свою продукцию непосредственно в РФ или имеют здесь сборочное производство.
«Мы могли бы развиваться гораздо быстрее и продвинуться значительно дальше, если бы не конъюнктура рынка, сложившаяся в России», – заявил Линднер. По его словам, германским машиностроителям мешают три фактора: нестабильные условия работы, дефицит квалифицированных кадров и низкое качество комплектующих, производимых российскими смежниками.
Начальник отдела внешнеэкономических связей VDMA Ульрих Аккерман добавил, что, кроме вышеперечисленного, в России практически отсутствуют школы профессиональной подготовки рабочих.
Кроме того, у предпринимателей есть вопросы к российским властям, которые пока не могут обеспечить понятные правила игры не только для иностранных, но и для своих бизнесменов, считают эксперты VDMA. Более того, председатель правления Германо-российской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс полагает, что власти дополнительно создают искусственные препятствия для входа зарубежных производителей на российский рынок.
Именно такая ситуация, по его мнению, сложилась в сельскохозяйственном машиностроении: в феврале 2013 года РФ ввела таможенную пошлину в размере 27,5% на импортируемые комбайны. «Большие трудности в России испытывают и германские производители медицинского оборудования, и, к сожалению, таких отраслей становится все больше», – констатировал Хармс.
В VDMA отметили такие проблемы, как коррупция и бюрократия, но подчеркнули, что с ними сталкиваются не все немецкие предприятия, работающие в России.