Как отметил глава РЭЦ Петр Фрадков, торговые представительства в новом формате смогут начать работу с середины 2016 года. Сейчас идет работа по формированию штата зарубежных представителей РЭЦ для направления в приоритетные регионы.
На первом этапе в задачи торгпредов будет входить анализ текущей экономической конъюнктуры в стране пребывания и запросов местного бизнеса, выбор организационной модели, в рамках которой будет осуществляться работа торгового дома, продвижение бизнес-проектов. «Зачастую экспортер не понимает, куда ехать, с кем работать, как начать бизнес за рубежом», — пояснил он. Сейчас в РЭЦ сконцентрировано около 200 проектов, с которыми можно выходить на внешние рынки через торговые представительства. Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», почему в пилотном списке торгпредств нет США и не связано ли это с охлаждением отношений между странами, Фрадков сообщил: «С геополитикой это не связано, ни в коем случае. Мы исходим из запросной позиции российского бизнеса. Сейчас основной запрос идет на Юго-Восточную Азию, а запрос на господдержку российского бизнеса в США пока находится не в том объеме, чтобы открывать там отдельный инструментарий». «Дорожная карта» по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта, в рамках которой было решено создать Российский экспортный центр, была утверждена распоряжением правительства в июне 2012 года. Поддержка по выходу на внешние рынки будет оказываться в первую очередь среднему бизнесу, а не «национальным чемпионам», специализирующимся на продаже за рубеж нефти, газа и металлов.
РЭЦ, как институт развития, будет использовать те наработки, которые уже имеются у агентства ЭКСАР, оказывающего финансовую и страховую поддержку экспорту, и его «дочки» — Росэксимбанка. РЭЦ оказывает экспортерам финансовые и нефинансовые меры поддержки, к последним из них относится, например, создание зон свободной торговли с рядом стран, в том числе с Вьетнамом. «По сути, создан единый экспортный кулак в составе РЭЦа, ЭКСАР и Росэксимбанка», — отмечал ранее первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Что касается финансовых мер поддержки экспорта, то они не должны сокращаться даже в условиях дефицита бюджета, поясняет генеральный директор ЭКСАР Алексей Тюпанов. По его словам, ЭКСАР также фокусирует свое внимание, прежде всего, на те страны, интерес к которым проявляет сам бизнес. «Необходимо апробировать работоспособность схемы поддержки экспортеров через торгпредства на тех рынках, которые в первую очередь представляют для нас интерес. Затем пилотный режим можно будет мультиплицировать в других регионах мира», — пояснил Тюпанов «Газете.Ru».
Безусловно, Европа сейчас на первом месте по размеру товарооборота с Россией, ЕС — главный торговый партнер, но задача РЭЦ и ЭКСАР – это поддержка в первую очередь несырьевого экспорта. Так Алексей Тюпанов объяснил тот факт, что торговые представительства активнее открываются сначала в юго-восточном направлении, а в ЕС, преимущественно импортирующем из России сырье, пока будет только один пилотный проект – в Австрии. При выборе места для торгового представительства стоит рассматривать те государства, которые в дальнейшем выступят плацдармом для экспорта в сопредельные страны, добавляет Тюпанов.